КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ СЕВЕРНОГО ПРИКАСПИЯ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2019. №4, Стр. 116-125

Бичарова Мария Михайловна - кандидат филологических наук, Каспийский институт морского и речного транспорта, Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Урицкого, 17 / ул. Никольская, 6 / ул. Фиолетова, 14, valkirija@inbox.ru

Топчиев Михаил Сергеевич - кандидат политических наук, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, ceo.gfn@gmail.com

Холова Любовь Александровна - научный сотрудник, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, lyubov.kholova@yandex.ru

Формирование семейных ценностей у подрастающего поколения начинается на самых ранних этапах становления личности в кругу семьи и продолжается в процессе социализации в обществе. Ценностные установки, связанные с институтом брака и семьи, транслируются через различные каналы, начиная от родительского воспитания и заканчивая виртуальной средой. Фронтирные территории, такие как Астраханская область, для которых характерны межконфессиональные брачные союзы, - это особая среда, в которой существуют собственные механизмы сохранения института семьи и особые каналы трансляции семейных ценностей. К таким механизмам можно отнести реконструкцию традиционного свадебного обряда. В рамках данного исследования нами были изучены архивные документы, содержащие информацию о традиционных свадебных обрядах народов, проживающих на территории Астраханской области. Был также проведён контент-анализ обрядовых традиций, связанных с созданием новой семьи (сватовство, свадьба и пр.), реконструкцией которых занимаются современные культурные организации региона. Результаты исследования показывают, что эффективным каналом трансляции традиционных семейных ценностей и устоев того или иного народа может стать именно свадебный обряд. Реконструированный свадебный обряд между партнёрами, когда один из них является представителем другой национальности и религии, является своеобразным порталом, через который будущий супруг входит в новую для него культурную среду и начинает свою адаптацию уже на первоначальном этапе создания семейного союза. Участие в восстановленном свадебном обряде иногда становится стимулом для размышления о последующем религиозном трансгрессивном переходе одного из супругов.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, религия, трансгрессия, фронтир, реконструкция свадебного обряда, family, family values, religion, transgression, frontier, wedding ceremony reconstruction

Читать