КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

YOUTUBE-БЛОГЕРЫ КАК ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ МОЛОДЁЖИ: НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

2019. №3, Стр. 51-58

Гигаури Давид Ираклиевич - кандидат политических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, david.aspirant@gmail.com

Гуторов Владимир Александрович - доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, gut-50@mail.ru

Ширинянц Александр Андреевич - доктор политических наук, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, jants@yandex.ru

Рассмотрены механизмы формирования ценностных установок и гражданской идентичности в виртуальном пространстве. Актуальность подобных исследований обусловлена слабой разработанностью проблем символической политики, реализуемой в интернете. На основе анализа многоступенчатой структуры социальной коммуникации и роли лидеров мнений в конструировании политической повестки дня, а также видеоблогосферы как инструмента гражданской мобилизации сформулирован ряд положений и выводов, свидетельствующих о том, что: 1) традиционные способы консолидации национальных сообществ и политических групп претерпевают трансформацию под воздействием широко распространяющихся потоков повседневной коммуникации; 2) групповая солидарность и набор ценностных смыслов постоянно подвержены угрозе изменения, поскольку существует противоречие между декларируемым в официальном идеологическом дискурсе государства набором социальных ценностей и реальными потребностями и общественным сознанием гражданского общества; 3) молодёжные объединения и сама молодёжь как наиболее активная в политическом отношении социальная группа склонны к критическому переосмыслению транслируемых властью и государством концептов и идеологем; 4) существует необходимость повышения уровня качества репрезентации деятельности государственных акторов с целью построения эффективной коммуникации между гражданским обществом и властью.

Ключевые слова: виртуальная идентичность, символическая политика, Youtube-блогеры, лидеры мнений, молодёжь, virtual identity, symbolic politics, YouTube-bloggers, opinion leaders, youth

Читать