КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

2019. №2, Стр. 114-121

Куняшова Светлана Владимировна - магистр культурологии, аспирант, Астраханский государственный университет, svet.3107@mail.ru

Культурная политика сегодня является одной из важнейших проблем современной жизни всего цивилизованного мира ввиду тех изменений, которые происходят под влиянием глобализационных процессов, повлекших за собой социокультурную модернизацию. Инновационные методы управления в сфере культуры в условиях рыночных отношений привели к тесному взаимодействию государственных структур и бизнеса. Особо интересны результаты такого взаимодействия в пространстве конкретного региона, поэтому наша цель - выявление изменений в культурной политике государства в новых условиях и анализ взаимодействия государственных структур и частного бизнеса для раскрытия возможных последствий и перспектив такого сотрудничества, без чего невозможно определить стратегии дальнейшего развития культурного сектора. Методология исследований связана с системным подходом, позволяющим интерпретировать культуру как объект управления на различных уровнях. При рассмотрении фактологического материала и конкретных примеров сделан вывод о том, что при гибком государственном регулировании в культурной сфере возможно разумное использование рычагов рыночной экономики в создании «культурного продукта», однако ослабление патерналистской политики государства в отношении субъектов культуры ведёт к негативным результатам, проявляющихся в форме «коммерциализации культуры». Проблема коммерциализации неоднозначна: с одной стороны, этот процесс способствует адаптации культурных учреждений в условиях бюджетных ограничений, с другой, ввиду роста цен, сокращается доступность многих услуг для населения, что наглядно проявляется в образовании, музейной деятельности, досуговой сфере и негативно сказывается на личностном развитии, затрудняя идентификацию в гетеротопном обществе. Для сохранения равновесия в диалоге бизнеса и государства ведущая роль должна принадлежать государству с целью поддержания целостности культуры и сохранения культурного наследия всей страны и отдельных регионов. Только в этом случае может стать эффективным механизм реализации стратегических целей культурной политики, ориентированной на стабильное социокультурное развитие.

Ключевые слова: культурная политика, бизнес, коммерциализация, культурная стратегия, культура потребления, взаимодействие, cultural policy, business, commercialization, cultural strategy, consumer culture, interaction

Читать