КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Образ женщины-матери в махаянской традиции буддизма (на примере буддийской культуры ойратов

2018. №4, Стр. 137-144

Уланов М. С. - доктор философских наук, профессор, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, ulanov1974@mail.ru

Эрендженова Ю. Ю. - ассистент, Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, Российская Федерация, Республика Калмыкия, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, yulia.er16@gmail.com

Исследован образ женщины-матери в буддизме Махаяны, основополагающей ценностью которого является бодхичитта как искреннее стремление достичь состояния просветления во благо всех живых существ. Анализ текстов Махаяны показывает, что на основе веры в реинкарнацию здесь признается наличие родственных связей всех живых существ между собой. В Махаяне подчеркивается, что каждое живое существо было матерью для всех остальных. Учитывая психотип женщины-матери, которая бескорыстно любит своего ребенка и готова пожертвовать собой ради его блага, буддизм использует данное утверждение для культивирования бодхичитты в сотериологическом контексте. Ойраты, принявшие в качестве официальной религии буддизм Махаяны, усвоили этот постулат. Буддийский взгляд на материнскую любовь способствовал более глубокому пониманию роли женщины и сакрализации образа матери в культуре ойратов.

Ключевые слова: буддизм, Махаяна, бодхичитта, женщина-мать, гендер, Гелуг, ойраты, богиня Тара, Buddhism, Mahayana, bodhichitta, woman-mother, gender, Gelug, Oirats, goddess Tara

Читать