КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Герой - антигерой современной массовой культуры: трансформация ценностных ориентиров

2018. №3, Стр. 120-124

Хлыщева Е.В. - доктор философских наук, профессор, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, culture_mar@mail.ru

Культурный герой - символ любой культуры. Он отражает нравы, идеалы, будущие устремления конкретного социума. Поэтому трансформация образа героя становится индикатором изменений, происходящих в обществе. В современной массовой культуре образ героя коррелирует с образом антигероя, плавно перетекая из одного состояния в другое. Особое место занимает маргинал трикстер, привносящий хаос в существующий порядок, способствуя деидеализации героического. Да и само понятие героического претерпевает изменения. Массовый человек проникается симпатией к трикстеру и даже к антигерою, действия которого зачастую сомнительны, но цели являют собой благородство. Причиной трансформации образа героя становятся культурно-цивилизационные изменения, которые трансформируют традиционные идеалы. Создание образа героя субъективно и зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций конкретного социума, группы, субъекта. В современной массовой культуре герои и злодеи перестали быть однозначными и односторонними, они вышли за пределы парадигмы добра и зла, и именно стадия перехода сблизила эти образы практически до полного их слияния. Исходя из того, кто является образцом для подражания и воспитания в обществе, можно судить о ценностных ориентациях данного общества.

Ключевые слова: культурный герой, антигерой, трикстер, массовый человек, трансформация, ценности, деидеализация, Иной - Другой, cultural hero, anti-hero, trickster, mass man, transformation, values, de-idealization, Other - Another

Читать