КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

«Астрахань - чёрная икра» Ф.Н. Горенштейна: философия пейзажа

2017. №4, Стр. 124-130

Завьялова Е.Е. - доктор филологических наук, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, zavyalovaelena@mail.ru

В статье выявляются функции описаний природногои антропогенного ландшафтов в «записках путешественника», созданных Ф.Н. Горенштейном после поездки в Астрахань. Подчёркивается, что автор настаивает на документальности своих записей. Определяется жанр произведения - травелог. Доказывается важность оппозиции «свой» - «чужой» в повести, чередования европейских зарисовок с азиатскими. Утверждается, что писатель намеренно вычленяет элементы разнородных культур: он на примере Астрахани стремится идентифицировать сложную природу национального в современной России. Далее анализируются впечатления рассказчика. Поначалу писателем нагнетается напряжение, указывается на бесплодность почвы, звуки пожара, вездесущую пыль. В пейзажах обнаруживается инфернальный образный ряд: адская жара, раскалённый мост, высохшая речка, похожая на скелет. Вечерняя Волга вызывает у путешественника первобытный страх: тяжёлое солнце, серо-чёрная вода, запах гнили. Дневной зной противопоставляется ночному холоду, слепящий свет - непроглядной тьме, сухой шелест - влажному шлёпанью. Неизменными остаются дискомфорт, тревога, алиентация. После «инициации» гостя - поедания сазаньей головы - позитивных впечатлений у него становится больше. Столичный гость с удовольствием бродит по историческим районам города. Значимо помещённое далее сравнение волжских деревенек с мещанской Астраханью. И противопоставление этих мест «совершенно азиатской» Бирючьей Косе. В изображении дельты знаменателен следующий факт: сушь и сырость, разведённые на два полюса в начале повести и одинаково опасные, теперь гармонично сочетаются, уравновешиваясь. Последняя из запечатлённых в заповеднике картин называется автором статьи кульминационной, местная природа на удивление ласкова к рассказчику. Привкус пыли на губах при прощании с городом, словно последний поцелуй. В финальных зарисовках с московской улицы, как в кривом зеркале, отражается увиденное в Астрахани.

Ключевые слова: Ф.Н. Горенштейн, социокультурная гетерогенность, российская нация, травелог, этнографизм, пейзаж, алиентация, инициация, динамика действия, символ, художественная деталь, F.N. Gorenstein, sociocultural heterogeneity, Russian nation, travelogue, ethnography, landscape, alimentation, initiation, dynamics of action, symbol, artistic detail

Читать