КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Механизмы решения международно-правового статуса Каспийского моря: история создания и итоги

2018. №1, Стр. 44-49

Жильцов С.С. - доктор политических наук, заведующий кафедрой, Дипломатическая академия МИД РФ, Российская Федерация, 119992, г. Москва, Остоженка, 53/2, sergej-z71@yandex.ru

Зонн И.С. - доктор географических наук, генеральный директор, Инженерный научно-производственный центр по водному хозяйству, мелиорации и экологии «Союзводпроект», Российская Федерация, 107005, г. Москва, ул. Бауманская, 43/1, igorzonn@yandex.ru

Рожков И.С. - 3-й секретарь, Департамент стран СНГ МИД РФ, Российская Федерация, 119200, Москва, пл. Смоленская-Сенная, 32/34, ilja_roschkow@mail.ru

Распад Советского Союза в 1991 г. привел к увеличению числа прикаспийских государств. Возникла необходимость пересмотра законодательной базы, регулирующей международно-правовой статус Каспийского моря. Прежние советско-персидские и советско-иранские соглашения, определяющие режим водоема, перестали отвечать интересам новых прикаспийских государств, поскольку не регулировали вопросы освоения и добычи углеводородных ресурсов, не учитывали экологические требования, которые необходимо было соблюдать в ходе разработки нефтегазоносных структур, и т.п. Принятые некоторыми прибрежными государствами в одностороннем порядке меры не нашли понимания и поддержки у остальных соседей, что обострило ситуацию в регионе и негативно повлияло на ход переговоров по выработке международно-правового статуса водоема в рамках существующей многосторонней площадки - Специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских государств (СРГ). В статье исследуются механизмы, которые формировались с момента распада СССР для решения проблемы международно-правового статуса Каспийского моря. Определяющую роль в данном процессе, наряду с СРГ, а также совещаниями министров иностранных дел прикаспийских стран по правовому статусу Каспийского моря, сыграли каспийские саммиты. Они сформировали устойчивые механизмы многостороннего взаимодействия в регионе, способствовали развитию отношений между государствами «каспийской пятерки». В работе рассмотрены итоги I Каспийского саммита в Ашхабаде и его позитивное влияние на сближение позиций сторон по «чувствительным» вопросам взаимодействия. Проанализированы положения совместной Декларации по итогам II Каспийского саммита в Тегеране, которая стала политическим ориентиром в каспийских делах до принятия базового юридического соглашения по правовому статусу водоема - Конвенции. Подчеркнуто положительное значение Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, принятого в ходе III Каспийского саммита в Баку, для утверждения статуса Каспия как моря мира, дружбы и добрососедства. Отмечен прорывной характер договоренностей лидеров прикаспийских государств по узловым вопросам сотрудничества в регионе в рамках IV Каспийского саммита в Астрахани, которые стали «каркасом» для будущих положений Конвенции по правовому статусу Каспийского моря.

Ключевые слова: Каспийское море, каспийский саммит, Конвенция, международно-правовой статус, делимитация, Специальная рабочая группа, Совещание министров иностранных дел прикаспийских государств, Caspian Sea, Caspian Summit, convention, international legal status, delimitation, Special Working Group, Meeting of Ministers of Foreign Affairs of the Caspian Littoral States

Читать