КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Восприятие образа Европы российскими студентами: «перцептивные фильтры»

2018. №1, Стр. 37-44

Морозова Е.В. - доктор философских наук, профессор, Кубанский государственный университет, Российская Федерация, 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, morozova_e@inbox.ru

В статье интерпретируются итоги исследования «Восприятие Европы в молодежной среде в контексте современных геополитических трансформаций». Основным методом сбора эмпирической информации была фокусгрупповая дискуссия с участием различных групп студенчества Краснодара. Для оценки и концептуализации полученных данных результаты обсуждались с 15 экспертами. Исследование позволило выделить основные контекстные, коммуникативные и субъектные факторы, а также оценить их влияние на восприятие образа Европы современной российской молодежью. Наиболее важным «перцептивным фильтром», влияющим на «сердцевину» образа Европы в восприятии респондентов, является система образования. Несмотря на все зигзаги внешнеполитического курса, она сохраняет свою европоцентричную направленность, как в организации, так и в содержании образовательного процесса на различных уровнях. Что касается периферийных компонентов, то в их формировании важнейшую роль играют ресурсы интернета, особенно такие, как социальные сети, блоги, стоки и онлайн-игры. Традиционные СМИ роль «перцептивного фильтра» в молодёжной аудитории практически утратили. Исследование выявило существующий поколенческий разрыв в восприятии образа Европы, и он в значительной мере обусловлен характером личного опыта знакомства с европейскими странами.

Ключевые слова: образ Европы, факторы восприятия, «перцептивные фильтры», поколенческий разрыв, image of Europe, perception factors, «perceptual screens», generation gap

Читать