КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Детское пространство провинциального города: приобщение к культуре. 1920-1930 годы (по материалам Татарской АССР)

2017. №1, Стр. 52-60

Ханипова И.И. - кандидат исторических наук, доцент, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Российская Федерация, Республика Татарстан, 420014, г. Казань, Кремль, 2-й подъезд, ihanipova@mail.ru

Возросший в последнее десятилетие интерес к проблемам российского детства, его понятиям, границам, социальной концепции, восприятие ребенка как личности/части коллектива, наглядно иллюстрирует возможность изучения новых аспектов взаимоотношений человека и государства, истории формирования «нового» человека как субъекта целого ряда практик, осуществляемых государством. Немалое внимание российские ученые уделяют и антропологическому осмыслению городской культуры. В связи с этим исследование конструирования социалистического мировоззрения детей в первые десятилетия советской власти, анализ трансляции социального опыта и новых ценностных установок посредством специально организованного «детского» пространства города является актуальным. В статье на примере Татарской АССР анализируется культурное и территориальное пространство провинциального города 1920-1930-х гг., впервые выделяются локусы, непосредственно наделенные «детскостью». Рассматривается положение ребенка в социально-общественном контексте города, определяя структуру / составные элементы детского пространства, в том числе и недетские объекты, автор подчеркивает его этно-культурный характер.

Ключевые слова: детство, детское пространство, социализация, инкультурация, досуг, детская техническая станция, дом пионеров, детская библиотека, Татарская АССР, childhood, children's space, socialization, enculturation, leisure, children's technical stations, home of pioneers, children's library, Tatar ASSR

Читать