КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Постиндустриальная картина мира: противостояние традиционного и инновационного миропонимания

2016. №4, Стр. 218-222

Хлыщева Е.В. - доктор философских наук, профессор, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, culture_mar@mail.ru

Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Это тот фундамент мировосприятия, опираясь на который человек в этом мире действует, наделяя свои действия определенным значением. Любая картина мира не статична, она изменяется по мере развития общества. Множество картин одного и того же мира затрудняет процесс адаптации. Опыт показывает, что в условиях гетеротопии невозможно сохранить свою традиционную культуру, она в любом случае деформируется и вбирает в себя определенные элементы других культур. Однако когда «малая» общность боится потерять свою идентичность, идет насильственное культивирование определенного (чаще всего традиционного) образа жизни, который еще резче подчеркивает групповые различия. Так под видом сохранения культурных отличий создается своеобразный симулякр картины мира, исключающий членов данной группы из культурной жизни целого общества. В индустриальном обществе не должно существовать этноконфессиональной привязки к определенной группе лишь по факту рождения. Однако желание сохранить культурную самобытность способствует консервации многих культурных форм, не соответствующих развитию постиндустриального общества. Нахождение же равновесия между традиционной и инновационной картиной мира значимо для гуманитарной науки, так как именно картина мира является средством интеграции сфер и универсалий культуры, жизнедеятельности человека в целом.

Ключевые слова: глобализация, инновация, традиционная картина мира, адаптация, этноконфессиональность, культурная память, globalization, innovation, traditional world view, adaptation, ethnoconfessional groop, cultural memory

Читать