КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Star Trek: the original series как постфронтирный текст

2016. №4, Стр. 175-180

Якушенкова О.С. - кандидат философских наук, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414052, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, jestershadow@mail.ru

Статья посвящена анализу американского сериала шестидесятых годов «Звездный путь» как постфронтирного произведения. «Звездный путь» - один из самых значимых научно-фантастических сериалов XX в., который во многом определил развитие жанра и за 50 лет своего существования превратился в глобальную медиафраншизу. Мы акцентируем внимание на фронтирных и постфронтирных составляющих сюжета оригинального сериала шестидесятых годов, показывая, что многие мотивы научно-фантастических фильмов и книг наследуют фронтирную символику. В статье мы рассматриваем первые годы становления медиафраншизы, обращая особое внимание на присутствие в ней достаточно большого количества маркеров, присущих вестерну. Кроме того, анализируем специфику построения образа Чужого в сериале, проводя параллели с американской историей. Для подтверждения идеи наследования фронтирных образов и мотивов мы также рассматриваем и произведение, рожденное в принципиально иных условиях и с иным культурным фоном, - «Страну багровых туч» Аркадия и Бориса Стругацких. Приходим к выводу, что несмотря на некоторое количество перекликающихся мотивов в анализируемых произведениях, акценты в них расставлены по-разному, что свидетельствует о различном культурном фоне на момент создания оных.

Ключевые слова: научная фантастика, фронтир, постфронтир, межкультурная коммуникация, Чужой, Звездный путь, Стругацкие, вестерн, утопия, science fiction, frontier, postfrontier, intercultural communication, the Other, Star Trek, Strugatsky, western utopia

Читать