КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

РОЛЬ ценностНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПРАКТИКЕ современнЫХРоссиЙСКИХ социально-экономическИХ ОТНОШЕНИЙ

2016. №3, Стр. 144-151

Руженцев С.Е. - кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Россия, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10, rsevrn@gmail.com

В статье представлен философско-этический анализ влияния моральных ценностей и норм на социально-экономическую жизнь общества. Проводимые российским руководством реформы привели к стремительному краху всей прежней системы ценностей. Новые моральные ориентиры в социально-экономической сфере увязывались не с опытом и традициями развития страны, а с абстрактными идеологемами. Власть в очередной раз стала противопоставлять себя обществу, навязывая те нормы и ценности, которые считались нужными и оптимальными для неё. Человеческий фактор и этические регуляторы поведения оказались отброшены. Навязываемые ценности рассматривают человека как средство достижения целей и выгоды, искажая представления о благе, справедливости и равенстве. Без внимания к моральным требованиям и нормам невозможно долгосрочное и устойчивое возрастание социального богатства, создание общего блага. Сложившееся положение иначе как эклектикой ценностных ориентаций трудно назвать. Саморефлексии личности противостоит агрессивность ценностей массовой культуры, в которой на видном месте не находится человек труда и его созидательная деятельность с ориентацией на справедливость, долг, честность и другие моральные ценности. Гипертрофированная роль денег и потребления только порождают суррогатную общественную мораль, деформируют политическую деятельность, нивелируя значимость честности, ответственности, взаимопомощи, создавая возможности для злоупотребления властью. Обращение к моральным ценностям призвано обеспечивать диалог между социальными слоями, устойчивость социальной структуры, гармонию индивида с окружающим миром. Без достижения общих подходов, моральных оценок по имеющимся проблемам достичь единого социального консенсуса крайне затруднительно.

Ключевые слова: мораль, моральные ценности, социально-экономические отношения, традиции, справедливость, рыночные реформы, мотивация, потребление, ценностные ориентации, общественное благо, morality, moral values, socio-economic relationships, traditions, justice, market reforms, motivation, consumption, value orientations, public good

Читать