КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Формирование и развитие системы народного просвещения г. Севастополя (Из истории народного образования)

2016. №1, Стр. 9-15

Новикова Е.В. - кандидат исторических наук, Севастопольский экономико-гуманитарный институт, Российская Федерация, 299046, г. Севастополь, ул. Лизы Чайкиной, 80, novikovaolena@mail.ru

Статья посвящена истории становления и развития народного образования г. Севастополя в XIX - начале XX в. Первое гражданское учебное заведение Севастополя было открыто в 1828 г. Это было уездное училище. Получить полное представление об учебно-воспитательной деятельности в этих учебных заведениях довольно сложно, так как в государственном казенном учреждении «Архив г. Севастополя» документы по народному образованию за указанный период не сохранились. Учебные заведения посещали в основном мальчики. Но уже в 1849 г. Елизавета Дево-сэн-Феликс открывает девичий полупансион, в котором преподавали Закон Божий, русский, французский, немецкий языки, географию, музыку и танцы. В Севастополе, как и во всей Российской империи, наблюдается стремительный рост количества начальных школ. Во второй половине 70-х гг. XIX в. в городе действовало 13 учебных заведений. В 1881 г. количество учеников в Севастополе увеличилось еще более чем на 100 человек - 947 чел. В начале 90-х гг. XIX в. в городе существовали: 1 городское училище по Положению 1872 г., 1 двухклассное церковноприходское, 8 училищ, подведомственных училищному совету, 3 частных, 1 еврейское, 1 мореходное. Константиновское реальное училище, основанное в 1875 г., давало возможность поступать по его окончании в технические институты. Название училище получило в честь Великого князя Константина Николаевича, который возглавлял тогда Академию наук. В училище учились дети представителей различных сословий - сыновья мещан, титулярных советников, кондукторов флотских экипажей, почетных граждан, дворян, коллежского асессора, унтер-офицеров, крестьян и т.д. Принимали также лиц неправославного вероисповедания - караимов, католиков, греко-католиков, реформистов, иудеев, евангелистов, представителей армяно-григорианского вероисповедания. Своей задачей педагогический коллектив считал необходимым воспитание высоконравственной личности, владеющей навыками культуры поведения. На заседаниях педсоветов учителя анализировали поведение учащихся. За период своей деятельности Константиновское училище принимало немало гостей, в том числе и царскую семью. Так, 7 мая 1886 г. состоялось посещение училища императором Александром III, императрицей, царевичем и другими царственными лицами.

Ключевые слова: ученики, училища, педагоги, образование, Таврическая губерния, город Севастополь, pupils, school, teacher, education, Taurian province, Sevastopol

Читать