КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Этнические установки астраханских школьников как предпосылка формирования этнической толерантности / ксенофобии

2015. №4, Стр. 172-177

Григорьев А.В. - кандидат социологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева 20а, proeu@yandex.ru

Статья посвящена изучению этнических установок школьников г. Астрахани при помощи использования шкалы Богардуса. Исследованные установки были проанализированы в качестве предрасположенности к определенному поведению по отношению к представителям иных национальностей. Актуальные этнические установки астраханских учащихся указывают на существование проблем, связанных с наличием этнической напряженности в межнациональном взаимодействии в молодежной среде г Астрахани. Данная проблема особенно актуальна для отношения коренного населения г. Астрахани к представителям северокавказских народов, цыганам и азербайджанцам. Наиболее толерантные этнические установки были зафиксированы в отношении к украинцам, белорусам и американцам. Также в статье затронуты проблемы факторов формирования отношения школьников к представителям иных национальностей, среди которых были проанализированы степень знакомства с представителями определенных национальностей, а также представления школьников о том, как представителя данных национальностей к ним относятся. В результате можно прийти к выводу об отсутствии прямой зависимости между степенью знакомства с представителями определенных национальностей и отношению к ним. Изучение представлений школьников о том, как представителя конкретных национальностей к ним относятся позволило определить направленность ориентации (позитивная/негативная) источников информации об исследованных национальностях.

Ключевые слова: межнациональные отношения, межнациональные отношения в школе, этническая толерантность, этническая толерантность школьников, этнические установки, этнические установки школьников, факторы формирования этнических установок, шкала Богардуса, Астрахань, астраханские школьники, межнациональные отношения в Астрахани, interethnic relationships, interethnic relationships in school, ethnic tolerance, ethnic tolerance of pupils, ethnic prepositions, ethnic prepositions of pupils, factors of ethnic prepositions formation, Bogardus scale, Astrakhan, Astrakhan pupils, interethnic relationships in Astrakhan

Читать