КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Социально ответственный бизнес как инструмент встраивания морально-этических норм в деятельность российского предпринимательства

2015. №4, Стр. 126-132

Молокова М.А. - доктор политических наук, профессор, Юго-Западный государственный университет, Российская Федерация, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94, peggy2007@yandex.ru

В статье показано, что в условиях, когда социум находится в трансформационном состоянии, именно культурный фактор (система духовных ценностей, традиций, нравственных принципов и норм и т. д.) приобретает особую важность, становится приоритетным во всей совокупности факторов развития - как экономического, так и социального. В современных условиях российский бизнес должен существенно трансформироваться в направлении становления цивилизованным предпринимательством, сосредоточиваясь на производстве не только прибыльных товаров, но и социально значимой продукции и услуг. Последнее должно органично сочетаться с его высокой социальной ответственностью перед обществом, реализация которой является социальным фактором генезиса российского бизнеса. Таким образом, бизнес реализует свое назначение как социального в собственном смысле слова института общества. Основным фактором реализации российским бизнесом своего социального предназначения является ускорение перехода страны от криминализированной экономики с ее коррупцией и правовым нигилизмом к социальному рыночному хозяйству с российской спецификой. Координирующая роль государства и технологий межсекторного партнерства выступают социально-экономическими факторами цивилизованного становления бизнеса в России, ибо эмансипируют российский бизнес от власти, снимают его зависимость от не правовых институтов, обеспечивают климат доверия, уважения к культуре, консолидации и стабильности развития общества, минимизируют социальные риски и потрясения в будущем. На этой основе может быть обеспечено поступательное продвижение к собственной модели постиндустриального общества как основополагающего системного фактора развития бизнеса, а также реализован системный переход к модели социальной ответственности бизнеса, являющейся основным фактором встраивания морально-этических принципов - как внутренне органических и необходимых - в деятельность предпринимательства и цивилизованной эволюции бизнеса в целом в России.

Ключевые слова: Трансформация, институты, культурный фактор, межсекторное социальное партнерство, социальная ответственность бизнеса, власть, доверие, transformation, Institutions, cultural Factor, Cross-sector social partnership, social Responsibility, Authority, Trust

Читать