КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

«Объект внимания» как фактор интеграции массы

2015. №3, Стр. 303-310

Вахменин Василий Николаевич - аспирант, Волгоградский государственный университет, 400062, Российская Федерация, г. Волгоград, проспект Университетский, 100, tov-oscar@yandex.ru

В статье рассматривается проблема формирования массы в социальном пространстве. Понимание массы как неустойчивой, аморфной, анонимной общности, не имеющей внутренних связей, является основанием для поиска и определения внешнего фактора её интеграции. Структурный анализ массы показывает, что для неё характерен единственный вид связи - проявление внимания каждого образующего её индивида к общему объекту, называемому условно «объект внимания массы». Соотнесение некритичного восприятия, свойственного массе, с образным восприятием реальности показало, что «объектом внимания» является образ, содержащий в себе бескомпромиссное значение - мифологизированный образ. Определяются факторы, делающие такой образ эффективным, а значит, имеющим симулятивный потенциал. Эффективные образы, структурирующие массовое сознание, позволяют симулировать социализацию индивида, тем самым, приводя к деформациям социокультурного пространства, знаменующим собой становление «массового общества». Для демонстрации многогранности этого процесса, дана типология «объектов внимания», из которой выводятся различные виды активности массы. Указывается на растущее значение «объектов внимания» в современности и, неотделимое от этого, усиление активности массы, даётся краткая оценка этой тенденции.

Ключевые слова: масса, образ, мифотворчество, массовое общество, социализация, массовая коммуникация, «общество спектакля», симуляция, информационное пространство, медиа, mass, image, myth-making, mass society, socialization, mass communication, “the society of the spectacle”, simulation, information space, media

Читать