КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Японский танец Буто: антропологические основания

2015. №3, Стр. 285-293

Гриценко Василий Петрович - доктор философских наук, профессор, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, postmodernis@mail.ru

Рыжанкова Ольга Владимировна - аспирант, Краснодарский государственный университет культуры и искусств, 350072, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. 40-летия Победы, 33, postmodernis@mail.ru

В работе анализируется современный театр танца Японии. Целью статьи является рассмотрение языка танца Буто с точки зрения антропологических оснований и культурных практик Японии. Рассматриваются особенности ассимиляции классического и неклассического танца в японской культуре. Объясняются, почему танец буто с трудом идентифицируется с привычными представлениями европейцев о танце. Авторы учитывают мнения отечественных и зарубежных ученых. Преимущественное внимание уделяется творчеству Тацуми Хидзиката. Характеризуются биографические и социальные предпосылки театра танца Хидзиката. Авторы демонстрируют, как внешние вызовы и социальные потрясения японцев семиотически запечатлелись в их телесной и психической фигуративности. Описывается модернизация этнической культуры и танца под влиянием социальных катаклизмов. Показывается, как Хидзиката создавал свой стиль. Он опирался на французскую литературу, западное экспериментальное искусство, западный экспериментальный театр, японский фольклор. Указываются восточные основания и мотивы танца буто: медитация, энергийные практики, буддизм. Авторы обращают внимание на особые способности Хидзиката: он интересовался языком человеческого тела, обладал способностью «пропускать через себя» тот язык движений, который существовал в аутентичной для него культуре. Его тело оказалось очень податливо и способно к запоминанию всего универсума движений родной культуры. У Тацуми также обнаружилась развитая форма рефлексии по осознанию кинесических форм языка как части жизненного мира. Демонстрируется эволюция танца Буто от агрессивно-инстинктивной до антропологически экологичной формы. Танец буто потрясает своей необычностью формы для европейца. В нем запечатлены целые пласты и срезы японской культуры, ее аскетизм. Понимание этого танца невозможно без знания его антропологических и этнокультурных оснований, жизненного уклада японцев, из которого он вырос.

Ключевые слова: антропология искусства, театр танца, японский танец Буто, сюрреализм, постмодернизм, art anthropology, theater of dance, Japanese dance of Buto, surrealism, postmodernism

Читать