КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Становление российской государственной системы образования в начале XIX в

2015. №3, Стр. 27-33

Артёмкин Антон Николаевич - аспирант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 119234, Российская Федерация, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, Aanton5@narod.ru

В начале XIX в. Александр I вынужден заняться реформированием системы образования страны. Начав с учреждения министерств, среди которых учреждается и министерство народного просвещения, создания трёх университетов и утверждения университетского устава 1804 г., он старается сформировать чёткую структуру всей государственной системы образования. Все этапы образовательной системы, включающие в себя: приходские училища, уездные училища, гимназии и, наконец, университет, должны были стать взаимодополняющими, в результате чего в последующем не преподавалось бы то, что в предыдущем. При создании такой системы появляются первые неучтённые вещи, которые становятся серьёзно проблемой для государственной системы образования, в задачу которой ставится сформировать и обучить гражданина страны. Первые неудачи правительство пытается учесть в своей дальнейшей политике, но обстоятельства заставляют его заменить либеральный курс консервативным в сфере образования.

Ключевые слова: формирование системы государственного образования, XIX в, реформы Александра I, университетский устав 1804 г, formation of a system of public education, XIX century, reforms of Alexander I, university statute in 1804

Читать