КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН: политика, экономика, культура

Научный журнал

Создание советской системы образования в г. Севастополе в 20-е гг. XX в

2015. №3, Стр. 18-22

Новикова Елена Викторовна - кандидат исторических наук, Севастопольский экономико-гуманитарный институт ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», 299038, Российская Федерация, г. Севастополь, ул. Астана Кесаева, 14, novikovaolena@mail.ru

В статье освещается создание советской системы образования в городе Севастополе в 20-е гг. XX в. В ноябре 1920 г. был издан приказ Крымского отдела народного образования о подчинении учебных заведений города Севастополя Отделу народного образования, который был сформирован из депутатов городского совета. Для повышения эффективности управления из членов Севастопольского городского совета были созданы секции по различным направлениям, в том числе и по народному образованию. Перед членами народного образования стояла задача составления протоколов обследования учебных заведений. В начале 20-х гг. XX в. в Севастополе осталось 27 школ 1-ой и 2-ой ступени, в которых обучалось около 5 тыс. учеников. Вопрос размещения школ в подходящих для обучения помещениях решался долго. Особое внимание работники отдела народного образования обращали на финансирование школьной сети. Средств не хватало, депутаты горсовета неоднократно обращались за дотациями к государству. Деньги приходили нерегулярно. Руководство школ вынуждено было самостоятельно изыскивать средства. В силу сложивших обстоятельств (гражданская война, голод 1921 г.) советское правительство не смогло выполнить свое обещание о немедленном введении бесплатного образования. Плату за обучение не взымали только в начальных классах. За обучение в школах 2-й ступени родители должны были платить. Недостаточное финансирование всей системы образования сказывалось и на положении педагогического состава учебных заведений. Многие учителя увольнялись. Причинами были не только тяжелые экономические условия. Самым серьезным преобразованиям подверглась система обучения и воспитания школьников. Программа должна была существенно измениться в связи с новыми задачами советской власти по созданию единой трудовой школы. Самым сложным испытанием для сферы образования оказались тяжелые последствия землетрясения 1927 г. На каждом заседании отдела народного образования рассматривался вопрос о выделении дополнительных средств на ремонт и оборудование школьных помещений.

Ключевые слова: городской совет депутатов, народное просвещение, отдел народного образования, Севастополь, школы, ученики, City Council of Deputies, Education, Public Education, the Department of Public Education, Sevastopol, schools, pupils

Читать